Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснобашненская средняя общеобразовательная школа №9 х.Тихонов
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Каждый ребенок — особенный. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
C каждым годом все больше стоит острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество как по России в целом, так и в отдельных городах. Кострома в этом случае не является исключением
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. На сегодняшний день альтернативой коррекционной школе является обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе вместе с детьми возрастной нормы. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.
Обучающиеся с ОВЗ инклюзивном образовании в полном объеме участвуют в жизни коллектива школы. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и создаёт необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии по адаптированной образовательной программе.
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психологомедико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.
Согласно закону, об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
В текущем учебном году наша школа обеспечивает вариативность образовательных услуг, реализуя программы традиционного и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой «Школа России».
Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает коррекционно–развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя применяют особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Общие принципы и правила коррекционной работы, используемые в нашей школе, при работе с детьми ОВЗ:
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
— игровые ситуации;
— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
— психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
3.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Однако, в настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях, в связи с чем возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направления является актуальным и приоритетным в работе с детьми с ОВЗ. Поэтому наша школа не является исключением и уже начинает работу в этом направлении:
1.Проведение классных часов с представителями разных профессий.
4.Экскурсии на предприятия города (Военное училище, хлебозавод, швейная фабрика и др.) Каждый день с такими учениками – это, в первую очередь, общение. Общение с другими людьми, которое мотивирует к самостоятельной деятельности и помогает познать окружающий мир.
Таким образом, благодаря реализации инклюзивной формы образования в нашей школе, для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), появляется возможность не разлучаться с семьей. А родители смогут воспитывать своего ребенка в условиях обычной школы. А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ смог адаптироваться и в дальнейшем социализироваться в окружающем мире, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.